Главная | Регистрация | Вход | RSS | Пятница, 17.05.2024, 09:55 |
Персональный сайт Миняевой Елены Николаевны | |
Приветствую Вас Гость |
|
Публичное представление собственного инновационного педагогического опытаПубличное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Ромодановская СОШ №3» Миняевой Елены Николаевны
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходили и превосходят своих сверстников из большинства стран. Это стало причиной того, что в последние годы в обществе сложилось новое понимание главной цели образования: формирование функционально грамотной личности, то есть человека, который
Реализация этой цели требует выполнения целого комплекса задач, среди которых основными являются: Все эти цели и задачи успешно реализуются при деятельностном подходе в обучении, который лежит в основе ФГОС второго поколения. Именно поэтому я работаю над проблемой «Педагогические технологии и приёмы формирования универсальных учебных действий»
Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные (универсальные учебные действия). В связи с переходом на новые государственные стандарты считаю необходимым использовать в своей практике современные образовательные технологии, методы и приёмы, способствующие формированию УУД. В основе ФГОС - системно-деятельностный подход в обучении, где ключевая фигура — учитель, а главное действующее лицо — ученик. Использование в своей практике следующих технологий:
позволяют мне в полном объёме реализовать системно-деятельностный подход в работе с учащимися и формировать личностные и метапредметные универсальные учебные действия.
Деятельностный метод обучения помогает конструктивно выполнить задачи образования XXI века, т.к. данная дидактическая модель позволяет осуществлять: Теория деятельностного подхода сформировалась в отечественной психологии в 20−30-х годах 20 века в трудах Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна. Она основана на концепции “учения через деятельность”, предложенной американским ученым Дж. Дьюи, которая, как система, имеет следующие основные принципы: Деятельностный подход к жизни вообще является значительным достижением психологии. Он основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена. При этом деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека. Она играет решающую роль в формировании физических и духовных качеств личности. Деятельностный подход – это обучение, реализующее принцип деятельности. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Построенная структура учебной деятельности включает в себя систему деятельностных шагов – технология деятельностного метода обучения (разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон).
Главная задача учителя - организация учебной деятельности таким образом, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию. Таким образом, перед учителем ставятся задачи:
4. научить жить вместе (учение для совместной жизни)
Проблемно-диалогическая технология, прежде всего, формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая развитие умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных. На уроках изучения нового материала применяю приёмы «Удивляй!», «Яркое пятно», «Актуальность». Стараюсь найти такой угол зрения на изучаемый материал, при котором даже обыденное становится удивительным. В качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, т.е. любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание, но при этом связанный с темой урока. Прием "актуальность" состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой проблемы для самих учащихся. В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно. «В одном большом пребольшом городе жил был маленький Паровозик. Дома его все любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна была у него проблема – он не умел считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда умный старый Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и перенумеровать станции, которые Паровозик будет проезжать. «Ты построишь, - сказал Умный Паровоз,- волшебный отрезок, который называется «числовым отрезком» (тема урока). Он станет твоим верным другом и помощником и научит решать даже самые трудные примеры».
Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена, прежде всего, на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика. В рамках технологии оценивания использую такие приёмы как: «Право на ошибку» (Тренировочная контрольная работа: учитель проводит контрольную работу традиционным способом, но ставит отметки в журнал только по желанию учеников)
Блицконтрольная: учитель в течение 7-10 мин проводит письменный опрос в быстром темпе для выявления степени усвоения учебных навыков, необходимых для дальнейшей успешной учебы. Работы сдаются учителю, либо проводится самопроверка (учитель диктует или показывает верные ответы). В этом случае важно задать нормы оценивания (например, если из семи заданий шесть-семь выполнены правильно, то ставится отметка 5, 5 заданий — 4 и т.д.).
Райтинг (от англ. right — правильно): завершив работу, ученик сам ставит себе Очень хорошие результаты в формировании личностных и метапредметных УУД дают:
Учащиеся самостоятельно выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения, прогнозируют результат, осуществляют контроль и коррекцию своих умений. Развивается саморегуляция как способность к мобилизации сил, к волевому усилию. После неудачного ответа, поставив ученику соответствующую отметку или даже не ставить, а просто махнуть рукой: «Садись!» да ещё в присутствии других, у человека мелькнёт чувство ущербности, неблагополучия, недовольство самим. Поэтому я прошу ученика исправить свой ответ. Психологи утверждают, что внимание отключается сразу же, как только ответственность отпала: тебя спрашивать не собираются, тебе и вслушиваться, и вдумываться, всматриваться не надо. Нужно совершать вторую попытку с наименьшим интервалом от первой, для того, чтобы дети учились использовать маленький промежуток времени продуктивно. Метод работы у доски с несколькими учениками сразу при одном и том же задании. У всех педагогов проблема: увеличить количество полученных отметок на уроке. Зачем всё одинаковое? Пусть получат разные задания! Тогда объём материала для учеников, оставшихся за партами, увеличится в соответствующее количество раз. Наблюдать и оценивать такое количество разнообразных объектов тяжело. Плюсы этого метода. Наблюдение за разнообразием действий однородного состава вызванных к доске. Можно сравнивать, анализировать. Списывать друг у друга у всех на виду неловко, да и трудно списывать, когда не знаешь, что именно списывать, что правильно. Развитие внимания. Вызов разнородного состава можно использовать для тренировки объёма внимания. Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения) направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, умения извлекать информацию из текста. Работа над проектами направлена на достижение конкретной цели, конечный результат, что создает предпосылки и условия для достижения регулятивных метапредметных результатов. Сопоставление и отбор информации из различных источников позволяет осваивать познавательные универсальные учебные действия. Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений. Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Дети особенно увлечены мини-проектами, которые можно реализовать в процессе урока. Это даёт возможность раскрыться и показать те способности, которые нельзя увидеть в ходе обычного урока. Например, на уроках чтения сочинение сказки, загадки, театрализация прочитанного произведения. На уроках технологии – изготовление масок, декораций (работа в группах) с последующей театрализацией. Арт-технологии в развитии универсальных учебных действий представляют собой процесс изучения учащихся и их самоисследования посредством художественной формы. Значительная часть занятий по развитию универсальных учебных действий предполагает самостоятельную работу и творческие задания, которые обеспечивают арт-технологии: литературное творчество (сочинение сказок, произведений малых стихотворных форм (хокку, синквейнов и др.)); рисование; коллажирование; составление презентаций, изготовление поделок. Внеурочная деятельность гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков. Кроме этого, обеспечивает развитие коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий. Использование данных технологий и приемов в начальной школе позволяет мне формировать способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, развивать УУД учащихся, т.е. умение учиться, которое, в свою очередь, является ключевой компетенцией ученика в условиях реализации ФГОС НОО.
Итогом проведенной работы было то, что дети научились самостоятельно работать, не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы, у наименее успешных детей не выработалась отрицательная оценка мотивации к учебе. Дети учатся с удовольствием, не боятся контрольных работ, у них вырабатывается адекватная самооценка и положительная учебная мотивация. Кроме этого у ребят сформировались познавательные и учебные интересы, они задают массу вопросов, поиск ответов на которые – совместная деятельность учителя и учеников, они спорят, отстаивая свою точку зрения, но умеют и принять сторону другого ученика, если не правы. Результатом применения вышеперечисленных технологий могу назвать следующее:
Полученный педагогический опыт считаю актуальным, поскольку проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей.
Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне школы, района, республики, участвую в работе семинаров и секций муниципального и республиканского уровней, в работе республиканских научно-практических конференций, провожу открытые уроки, посещаю уроки молодых специалистов с целью оказания методической помощи. Разработки и презентации внеклассных мероприятий, уроков, видеоматериалы размещены на сайте образовательного учреждения http://sh3rom.edurm.ru, на личном сайте http://elenaminyaeva1.ucoz.ru, на сайте МРИО, на сайте Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», а также в журнале «Народное образование» (№ 1-2, 2013 г.)
Приложение 1 Качество знаний по итогам внутреннего мониторинга
Приложение 2
Количество учащихся – победителей и призеров в конкурсах
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Конструктор сайтов - uCoz |