Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 02.05.2024, 14:51

Персональный сайт Миняевой Елены Николаевны

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [10]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 21
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Технология проблемного обучения как средство реализации ФГОС
[ Скачать с сервера (589.0 Kb) ] 07.04.2014, 21:17

      Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.         (Слайд1)

       Перед современным школой встала проблема: найти такую технологию обучения детей, которая позволила бы ученикам не быть объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, а быть активными её субъектами, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи. 

     В связи с переходом на новые ФГОС внимание учителей активизируют на необходимости использовать современные образовательные технологии. В основе ФГОС -  системно-деятельностный  подход в обучении.  (Слайд 3) Основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель  лишь направляет эту деятельность  и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия.  Все предметные УМК, составляющие комплекс УМК ОС «Школа 2100» основываются на совокупности нескольких технологий, эффективное использование которых позволяет мне в полном объёме реализовать системно-деятельностный подход в работе с учащимися. Это:

  • проблемно-диалогическая технология,
  • технология формирования правильного типа читательской деятельности (продуктивного чтения);
  • технология оценивания учебных успехов;
  • проектная технология.

     Проблемно-диалогическое обучение (слайд 4) – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

      В словосочетании проблемный диалог первое слово "проблемный" означает, что на уроке изучения нового материала обязательно должны быть проработаны два звена: "постановка проблемы" и "поиск решения". Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопросов для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания.

       Слово "диалог" означает, что и постановку проблемы, и поиск решения должны выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект.

  Существует три основных метода постановки учебной проблемы: (слайд 5)

• побуждающий от проблемной ситуации диалог; 

• подводящий к теме диалог; 

• сообщение темы с мотивирующим приемом.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог (слайд №7) требует последовательного осуществления четырех педагогических действий: 

1) создания проблемной ситуации; 

2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации; 

3) побуждения к формулированию учебной проблемы; 

4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы. 

Приемы создания проблемной ситуации.

Создать проблемную ситуацию, это значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию, удивления или затруднения.

В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями. 

Прием 1: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, (слайд 8) взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения. Урок окружающего мира в 4-м классе по теме «Рукотворная жизнь (искусственный отбор)»

Анализ

Учитель

Ученики

Постановка проблемы

 

 

 

предъявление

первого факта

 

 

 

 

предъявление

второго факта

 

побуждение к

осознанию

побуждение к

проблеме

 

вопрос

 

– Ребята! У кого есть собака?

– Какой породы ваши собаки?

– Ученые подсчитали, что

сейчас на Земле существует

несколько тысяч пород собак.

 

– А сколько было пород со-

бак у древних людей?

 

– Так что вас сейчас удиви-

ло? Что интересного заме-

тили?

 

– Какой возникает вопрос?

 

Фиксирует вопрос на доске.

 

Поднимают руки.

 

 

Называют.

 

 

 

 

 

– Думаем, одна!

(Проблемная ситуация.)

 

– Была одна порода, а стало

много. (Осознание противоречия.)

 

– Откуда взялось столько пород собак? (Вопрос.)

 

 

Прием 2: состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал. Урок литературного чтения в 3-м классе по теме «Басня С.В. Михалкова «Ворона и Рак»

 

Анализ

Учитель

Ученики

Постановка проблемы

 

 

 

предъявление

первого факта

 

 

 

 

предъявление

второго факта

 

побуждение к

осознанию

побуждение к

проблеме

 

вопрос

 

– Ребята! У кого есть собака?

– Какой породы ваши собаки?

– Ученые подсчитали, что

сейчас на Земле существует

несколько тысяч пород собак.

 

– А сколько было пород со-

бак у древних людей?

 

– Так что вас сейчас удиви-

ло? Что интересного заме-

тили?

 

– Какой возникает вопрос?

 

Фиксирует вопрос на доске.

 

Поднимают руки.

 

 

Называют.

 

 

 

 

 

– Думаем, одна!

(Проблемная ситуация.)

 

– Была одна порода, а стало

много. (Осознание противоречия.)

 

– Откуда взялось столько пород собак? (Вопрос.)

 

 

Прием 3: выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку».

Затем (шаг 2) предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. Сходство этих приемов состоит в том, что классу предлагается практическое задание на новый материал, а их различие - в сути задания. 

        Урок окружающего мира в 4-м классе по теме «Приспособляемость растений пустыни»

Анализ

Учитель

Ученики

 

 

 

 

 

вопрос

«на ошибку»

 

предъявление

научного факта

 

побуждение

к осознанию

противоречия

 

побуждение

к проблеме

 

 

тема

 

– Какую природную зону

мы начали изучать?

– От какого слова происходит

название зоны «пустыня»?

– Как вы думаете, много ли

растений в пустыне?

 

– Послушайте фрагмент из

Научно-популярной статьи.

(Зачитывает.)

 

– Вы что сначала сказали?

 

– А как на самом деле? Что

вы узнали из текста?

 

– Какая же возникает

проблема? В чем мы должны разобраться?

– Верно, приспособляемость растений пустыни.

Фиксирует тему на доске.

 

– Пустыню.

 

– Пусто.

 

 

– Мало. Почти нет.

 

 

Слушают о пышном цветении

растений пустыни в апреле.

(Проблемная ситуация.)

– Здесь пусто, нет растений

или очень мало.

– Растительности в пустыне

много. (Осознание противоречия.)

– Как растения приспособи-

лись к жизни в пустыне?

(Тема.)

 

 

Прием 4: ученикам дается невыполнимое задание (Слайд12»)

 

Прием 5: предлагает задание, не сходное с предыдущими, т.е. такое, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались. (Слайд 13, 14)

 

             Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие. Поскольку проблемные ситуации создается на разных противоречиях и различными приемами, текст побуждения для каждого приемов будет свой. Приведём пример:

  • Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? 
  • Вопрос был один? А мнений сколько?
  • Что вас удивило? Что интересного заметили?
  • Почему это задание не получилось? Что мы не знаем?

 

        Побуждение к формулированию учебной проблемы. Поскольку учебная проблема существует в двух формах, то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».

 

Подводящий к теме диалог (Слайд 15)представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.

 Урок русского языка в 3 классе по теме «Безударные гласные в приставках»

Учитель

Ученики

-Спишите из упражнения слова: долетел, забежал и др.

- Поставьте ударение.

-Подчеркните безударные гласные.

- В каких частях слова находятся безударные гласные?

- Обозначьте их.

- Какое правило о безударных гласных мы уже знаем

- А какого правила о безударных гласных ещё не учили?

- Значит, какая сегодня будет тема урока?

Записывают слова.

 

Ставят ударении.

 

В корне и приставке.

 

Обозначают.

О безударной гласной в корне.

 

О безударных гласных в приставках.

-Безударные гласные в приставках.

 

Сообщение темы с мотивирующим приемом (слайд 17) заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом, либо характеристикой значимости темы для самих учащихся. Для этого существуют специальные приемы, условно называемые "яркое пятно" и "актуальность".

В качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, т.е. любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание, но при этом все-таки связанный с темой урока.

«В одном большом пребольшом городе жил был маленький Паровозик. Дома его все любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна была у него проблема – он не умел считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда умный старый Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и перенумеровать станции, которые Паровозик будет проезжать. «Ты построишь, - сказал Умный Паровоз,- волшебный отрезок, который называется «числовым отрезком» (тема урока). Он станет твоим верным другом и помощником и научит решать даже самые трудные примеры».

Прием "актуальность" состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой проблемы для самих учащихся. В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

 

Методы поиска решения учебной проблемы (Слайд 17)

1. Побуждающий к гипотезам диалог

Данный метод поиска решения требует осуществления четырех педагогических действий:

1) побуждения к выдвижению гипотез; 

2) принятия выдвигаемых учениками гипотез; 

3) побуждения к проверке гипотез;

 4) принятия предлагаемых учениками проверок.

Анализ

Учитель

Ученики

фронтальная

проверка

ошибочной

гипотезы

 

 

 

 

 

 

 

побуждение к

контраргументу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

групповая

проверка

решающей

гипотезы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

завершение

возврат

к вопросу

 

– Итак, у нас есть две гипо-

тезы: сказка о животных и

басня. Проверим первую ги-

потезу. Назовите признаки

сказок о животных. (По ходу ответов вывешивает

под «сказками о животных» опорные слова: развлечение, волшебство, песенки, тема: дружба).

 

– Давайте посмотрим, есть

ли эти черты в этом произ-

ведении.

 

– Значит, можно считать

произведение сказкой о жи-

вотных?

Убирает гипотезу с доски.

 

 

– У нас есть еще одна гипо-

теза – басня. Какие черты

характерны для басни? (По

ходу ответов вывешивает

под «басней» опорные слова.)

– Проверим гипотезу в

группах. Каждый еще раз

прочтет про себя произве-

дение, и группа определит,

присутствуют ли в тексте

черты басни.

– Заслушаем выступления

представителей групп.

– Значит, ваша гипотеза о

басне?

– Вернемся к нашей проблеме: каков же жанр произведения?

Убирает знак вопроса.

 

– Сказки – это рассказы с

целью развлечения. С элементами волшебства, т.е. животные разговаривают и

действуют как люди. Часто

встречаются песенки, присказки, троекратное повторение действий. Основная тема этих сказок – дружба и взаимовыручка.

 

– Это произведение не для

развлечения, оно поучительное.

 

– Нет песенок и троекратного

повторения действий.

– Нет дружбы и взаимовыручки. (Контраргументы.)

– Нет, нельзя.

– Волшебство, иносказание и мораль.

Работают в группах.

– В этом произведении жи-

вотные ведут себя, как люди.

Автор высмеивает отврати-

тельные черты характера и

пороки. Здесь есть мораль…

(Аргументы.)

 

 

 

– Верна.

 

– Это басня, потому что здесь есть все признаки басни.

(Открытие нового знания.)

 

2. Подводящий к знанию диалог

           Данный метод поиска решения учебной проблемы не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания.

Учитель

Ученик

– К какому типу относится

задача 2? Как найти скорость сближения?

 

– Можно скорости сразу складывать? Почему?

– Обращаем внимание на наименование величин. 

 

- Что надо сделать?

– К каким можно привести?

– А к каким лучше? Почему?

 

– Последовательность перевода величин покажем

цепочкой.

 

– Впишем пропущенные

данные.

– Теперь вы сможете решить задачу?

 

– Что нового вы узнали?

 

– Сравним ваш вывод с выводом в учебнике.

 

– Задача на встречное движение, скорость сближениянаходится сложением.

 

– Нельзя, т.к. скорости имеют

разные единицы измерения.

 

– Привести к одинаковым единицам измерения.

– Км/ч или м/с.

– Лучше км/ч, т.к. достаточно перевести только скорость.

Видят на доске запись:

700 м/мин = ? м/ч = ? км/ч

Получают запись:

700 м/мин = 42000

м/ч = 42 км/ч

108 : (42 + 12) = 2 (ч)

– Наименования величин

должны быть одинаковыми.

(Открытие нового знания.)

– Все верно.

 

 

            Таким образом, существуют три основных метода поиска решения учебной проблемы: побуждающий к гипотезам диалог; подводящий от проблемы диалог; подводящий без проблемы диалог. Их сходство в том, что любой обеспечивает понимание нового знания учениками, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам. Различие методов - в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий к гипотезам диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к знанию диалог лишь имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся.

        Какие общеучебные умения развивает проблемный диалог? (Слайд 19)

1.                  Организационные – умение решать проблемы

2.                  Коммуникативные – вести диалог

3.                  Интеллектуальные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.

4.                  Оценочные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора

 

Основные выводы:

      Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы компетентностного обучения в образовании.

      Данная технология является:

- результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;

 - здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.  

- носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени. 

            Занимаясь по УМК «Школа2100»   обучающиеся   осваивают принципиально новые роли - не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет заинтересованность   младших школьников процессом познания.

           Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Елена
Просмотров: 3144 | Загрузок: 202 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz