Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата. (Слайд1)
Перед современным школой встала проблема: найти такую технологию обучения детей, которая позволила бы ученикам не быть объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, а быть активными её субъектами, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.
В связи с переходом на новые ФГОС внимание учителей активизируют на необходимости использовать современные образовательные технологии. В основе ФГОС - системно-деятельностный подход в обучении. (Слайд 3) Основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Все предметные УМК, составляющие комплекс УМК ОС «Школа 2100» основываются на совокупности нескольких технологий, эффективное использование которых позволяет мне в полном объёме реализовать системно-деятельностный подход в работе с учащимися. Это:
- проблемно-диалогическая технология,
- технология формирования правильного типа читательской деятельности (продуктивного чтения);
- технология оценивания учебных успехов;
Проблемно-диалогическое обучение (слайд 4) – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.
В словосочетании проблемный диалог первое слово "проблемный" означает, что на уроке изучения нового материала обязательно должны быть проработаны два звена: "постановка проблемы" и "поиск решения". Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопросов для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания.
Слово "диалог" означает, что и постановку проблемы, и поиск решения должны выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект.
Существует три основных метода постановки учебной проблемы: (слайд 5)
• побуждающий от проблемной ситуации диалог;
• подводящий к теме диалог;
• сообщение темы с мотивирующим приемом.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог (слайд №7) требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:
1) создания проблемной ситуации;
2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;
3) побуждения к формулированию учебной проблемы;
4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Приемы создания проблемной ситуации.
Создать проблемную ситуацию, это значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию, удивления или затруднения.
В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями.
Прием 1: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, (слайд 8) взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения. Урок окружающего мира в 4-м классе по теме «Рукотворная жизнь (искусственный отбор)»
Анализ
|
Учитель
|
Ученики
|
Постановка проблемы
предъявление
первого факта
предъявление
второго факта
побуждение к
осознанию
побуждение к
проблеме
вопрос
|
– Ребята! У кого есть собака?
– Какой породы ваши собаки?
– Ученые подсчитали, что
сейчас на Земле существует
несколько тысяч пород собак.
– А сколько было пород со-
бак у древних людей?
– Так что вас сейчас удиви-
ло? Что интересного заме-
тили?
– Какой возникает вопрос?
Фиксирует вопрос на доске.
|
Поднимают руки.
Называют.
– Думаем, одна!
(Проблемная ситуация.)
– Была одна порода, а стало
много. (Осознание противоречия.)
– Откуда взялось столько пород собак? (Вопрос.)
|
Прием 2: состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал. Урок литературного чтения в 3-м классе по теме «Басня С.В. Михалкова «Ворона и Рак»
Анализ
|
Учитель
|
Ученики
|
Постановка проблемы
предъявление
первого факта
предъявление
второго факта
побуждение к
осознанию
побуждение к
проблеме
вопрос
|
– Ребята! У кого есть собака?
– Какой породы ваши собаки?
– Ученые подсчитали, что
сейчас на Земле существует
несколько тысяч пород собак.
– А сколько было пород со-
бак у древних людей?
– Так что вас сейчас удиви-
ло? Что интересного заме-
тили?
– Какой возникает вопрос?
Фиксирует вопрос на доске.
|
Поднимают руки.
Называют.
– Думаем, одна!
(Проблемная ситуация.)
– Была одна порода, а стало
много. (Осознание противоречия.)
– Откуда взялось столько пород собак? (Вопрос.)
|
Прием 3: выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку».
Затем (шаг 2) предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.
В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. Сходство этих приемов состоит в том, что классу предлагается практическое задание на новый материал, а их различие - в сути задания.
Урок окружающего мира в 4-м классе по теме «Приспособляемость растений пустыни»
Анализ
|
Учитель
|
Ученики
|
вопрос
«на ошибку»
предъявление
научного факта
побуждение
к осознанию
противоречия
побуждение
к проблеме
тема
|
– Какую природную зону
мы начали изучать?
– От какого слова происходит
название зоны «пустыня»?
– Как вы думаете, много ли
растений в пустыне?
– Послушайте фрагмент из
Научно-популярной статьи.
(Зачитывает.)
– Вы что сначала сказали?
– А как на самом деле? Что
вы узнали из текста?
– Какая же возникает
проблема? В чем мы должны разобраться?
– Верно, приспособляемость растений пустыни.
Фиксирует тему на доске.
|
– Пустыню.
– Пусто.
– Мало. Почти нет.
Слушают о пышном цветении
растений пустыни в апреле.
(Проблемная ситуация.)
– Здесь пусто, нет растений
или очень мало.
– Растительности в пустыне
много. (Осознание противоречия.)
– Как растения приспособи-
лись к жизни в пустыне?
(Тема.)
|
Прием 4: ученикам дается невыполнимое задание (Слайд12»)
Прием 5: предлагает задание, не сходное с предыдущими, т.е. такое, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались. (Слайд 13, 14)
Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие. Поскольку проблемные ситуации создается на разных противоречиях и различными приемами, текст побуждения для каждого приемов будет свой. Приведём пример:
- Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?
- Вопрос был один? А мнений сколько?
- Что вас удивило? Что интересного заметили?
- Почему это задание не получилось? Что мы не знаем?
Побуждение к формулированию учебной проблемы. Поскольку учебная проблема существует в двух формах, то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».
Подводящий к теме диалог (Слайд 15)представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.
Урок русского языка в 3 классе по теме «Безударные гласные в приставках»
Учитель
|
Ученики
|
-Спишите из упражнения слова: долетел, забежал и др.
- Поставьте ударение.
-Подчеркните безударные гласные.
- В каких частях слова находятся безударные гласные?
- Обозначьте их.
- Какое правило о безударных гласных мы уже знаем
- А какого правила о безударных гласных ещё не учили?
- Значит, какая сегодня будет тема урока?
|
Записывают слова.
Ставят ударении.
В корне и приставке.
Обозначают.
О безударной гласной в корне.
О безударных гласных в приставках.
-Безударные гласные в приставках.
|
Сообщение темы с мотивирующим приемом (слайд 17) заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом, либо характеристикой значимости темы для самих учащихся. Для этого существуют специальные приемы, условно называемые "яркое пятно" и "актуальность".
В качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, т.е. любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание, но при этом все-таки связанный с темой урока.
«В одном большом пребольшом городе жил был маленький Паровозик. Дома его все любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна была у него проблема – он не умел считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда умный старый Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и перенумеровать станции, которые Паровозик будет проезжать. «Ты построишь, - сказал Умный Паровоз,- волшебный отрезок, который называется «числовым отрезком» (тема урока). Он станет твоим верным другом и помощником и научит решать даже самые трудные примеры».
Прием "актуальность" состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой проблемы для самих учащихся. В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.
Методы поиска решения учебной проблемы (Слайд 17)
1. Побуждающий к гипотезам диалог
Данный метод поиска решения требует осуществления четырех педагогических действий:
1) побуждения к выдвижению гипотез;
2) принятия выдвигаемых учениками гипотез;
3) побуждения к проверке гипотез;
4) принятия предлагаемых учениками проверок.
Анализ
|
Учитель
|
Ученики
|
фронтальная
проверка
ошибочной
гипотезы
побуждение к
контраргументу
групповая
проверка
решающей
гипотезы
завершение
возврат
к вопросу
|
– Итак, у нас есть две гипо-
тезы: сказка о животных и
басня. Проверим первую ги-
потезу. Назовите признаки
сказок о животных. (По ходу ответов вывешивает
под «сказками о животных» опорные слова: развлечение, волшебство, песенки, тема: дружба).
– Давайте посмотрим, есть
ли эти черты в этом произ-
ведении.
– Значит, можно считать
произведение сказкой о жи-
вотных?
Убирает гипотезу с доски.
– У нас есть еще одна гипо-
теза – басня. Какие черты
характерны для басни? (По
ходу ответов вывешивает
под «басней» опорные слова.)
– Проверим гипотезу в
группах. Каждый еще раз
прочтет про себя произве-
дение, и группа определит,
присутствуют ли в тексте
черты басни.
– Заслушаем выступления
представителей групп.
– Значит, ваша гипотеза о
басне?
– Вернемся к нашей проблеме: каков же жанр произведения?
Убирает знак вопроса.
|
– Сказки – это рассказы с
целью развлечения. С элементами волшебства, т.е. животные разговаривают и
действуют как люди. Часто
встречаются песенки, присказки, троекратное повторение действий. Основная тема этих сказок – дружба и взаимовыручка.
– Это произведение не для
развлечения, оно поучительное.
– Нет песенок и троекратного
повторения действий.
– Нет дружбы и взаимовыручки. (Контраргументы.)
– Нет, нельзя.
– Волшебство, иносказание и мораль.
Работают в группах.
– В этом произведении жи-
вотные ведут себя, как люди.
Автор высмеивает отврати-
тельные черты характера и
пороки. Здесь есть мораль…
(Аргументы.)
– Верна.
– Это басня, потому что здесь есть все признаки басни.
(Открытие нового знания.)
|
2. Подводящий к знанию диалог
Данный метод поиска решения учебной проблемы не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания.
Учитель
|
Ученик
|
– К какому типу относится
задача 2? Как найти скорость сближения?
– Можно скорости сразу складывать? Почему?
– Обращаем внимание на наименование величин.
- Что надо сделать?
– К каким можно привести?
– А к каким лучше? Почему?
– Последовательность перевода величин покажем
цепочкой.
– Впишем пропущенные
данные.
– Теперь вы сможете решить задачу?
– Что нового вы узнали?
– Сравним ваш вывод с выводом в учебнике.
|
– Задача на встречное движение, скорость сближениянаходится сложением.
– Нельзя, т.к. скорости имеют
разные единицы измерения.
– Привести к одинаковым единицам измерения.
– Км/ч или м/с.
– Лучше км/ч, т.к. достаточно перевести только скорость.
Видят на доске запись:
700 м/мин = ? м/ч = ? км/ч
Получают запись:
700 м/мин = 42000
м/ч = 42 км/ч
108 : (42 + 12) = 2 (ч)
– Наименования величин
должны быть одинаковыми.
(Открытие нового знания.)
– Все верно.
|
Таким образом, существуют три основных метода поиска решения учебной проблемы: побуждающий к гипотезам диалог; подводящий от проблемы диалог; подводящий без проблемы диалог. Их сходство в том, что любой обеспечивает понимание нового знания учениками, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам. Различие методов - в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий к гипотезам диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к знанию диалог лишь имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся.
Какие общеучебные умения развивает проблемный диалог? (Слайд 19)
1. Организационные – умение решать проблемы
2. Коммуникативные – вести диалог
3. Интеллектуальные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.
4. Оценочные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора
Основные выводы:
Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы компетентностного обучения в образовании.
Данная технология является:
- результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;
- здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.
- носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.
Занимаясь по УМК «Школа2100» обучающиеся осваивают принципиально новые роли - не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет заинтересованность младших школьников процессом познания.
Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.
|